Кострома-льняная столица России | Льняная нить длиной в тысячелетие

Монография


К читателю

Представьте себе, какая была бы тишина, если бы люди говорили лишь то, что знают...

К. Чапек

В высокое понятие культура отечества до недавнего времени наука и техника с искусством и литературой входили на равных. Прогресс науки и техники был синонимом прогресса культуры. Еще в XIX веке поборниками прогресса и культуры в равной степени считались (и были!) Лев Толстой и Дмитрий Менделеев, Петр Чайковский и Владимир Шухов, Александр Лодыгин и Илья Репин... Однако в 20-х годах нашего столетия Н. А. Бердяев, отмечая, что "машина и техника порождены еще умственным движением культуры, великими ее открытиями", сетовал уже на то, что "эти плоды культуры подрывают ее органические основы, умерщвляют ее дух", что "культура обездушивается и переходит в цивилизацию", что "познание и наука превращаются... в исключительное средство для торжества техники жизни, для наслаждения процессом жизни", когда "начинается культ жизни вне ее смысла", подмена целей жизни средствами жизни, орудиями жизни". Ну, а в эпоху так называемого "бурного развития научно-технического прогресса" именно наука технотизировала человека, обусловила превращение его и на производстве и в быту в придаток техники. Именно она, вроде бы облегчая труд человека, высвобождая его время, способствовала отделению души от природы... И "существительным" стала техника, культура - "прилагательным".

Не этот ли получившийся разрыв, отчуждение науки и техники от культуры и привел нас к необходимости говорить сегодня, с одной стороны об экологии культуры, а с другой, - об угрозе экологической катастрофы? Не от этого ли в современном словаре русского языка поскучнело толкование гордого и емкого ранее слова "инженер" лишь как "специалиста с высшим образованием"9 - Ведь, характеризуя его изначальную суть, у В.И.Даля синонимами слов этого корня выступают куда более высокие понятия : "инженер - ученый строитель сооружений различного рода", "инженерный - к инженерам или к искусству их относящийся", "инженерство - инженерное искусство". Вот так, не меньше... Язык (а язык народа - удивительно чуткий к самым малым движениям жизни инструмент) свидетельствует, что изначально главным и основным в деятельности инженера было творчество, искусство творить новое. Причем, - творчество с индивидуальным лицом. - Так было изначально. Так бы и быть должно или вновь стать.

Может, поэтому и идет сегодня в высшей школе крупный разговор о слабости гуманитарной подготовки специалистов в технических ВУЗах, где срочно вводятся курсы по истории отечества, истории мировой культуры?.. - Конечно же речь не о том, что человек, не знающий Пушкина, Толстого и Достоевского, Чайковского, Рахманинова и Прокофьева, Аргунова, Левитана и Кандинского, Маркса, Бердяева и Флоренского, не сможет стать "специалистом с высшим образованием" и даже создавать новую технику... Скорее всего здесь забота о том, как широка его эрудиция, насколько богат и глубок интеллект, какие всплески духовности способен энергетически обеспечить общий уровень его культуры, сколько и каких компонентов из самых разных сфер Знания и Культуры способен он в любой нужный момент привлечь и заложить в раствор в своей умственной реторте, чтоб выкипятить в ней качественно новое Знание. О том забота, чтоб овладел человек искусством творить новое, мог стать активным "ученым строителем сооружений различного рода". Ведь интеллект -принадлежность не только ума, но и души, чувств человеческих. И чем они богаче...

Все мы слышали, что Архимед открыл свой закон, купаясь в ванне, что Исаак Ньютон закон всемирного тяготения сообразил, увидев падающее яблоко, что Дмитрию Ивановичу Менделееву периодическая система элементов вся целиком приснилась. И забываем подчас, что это не была простая игра случая или фортуны. Нет. Интеллект этих людей, освоивших достигнутый человечеством опыт, впитавших накопленную к этому времени критическую массу знаний, позволил им острее всех почувствовать общественную потребность в конкретном новом Знании и постичь его. Люди эти находились на вершинах культуры своего времени, они ее творили.

Постичь бы, осознать бы гигантскую роль выдающихся изобретателей, инженеров, ученых в прогрессе человечества как провозвестников культуры! - Сыны разных народов, они, разделенные временем, земными просторами, сообща создавали во Времени наш сегодняшний насыщенный техникой мир. Совокупный изобретатель современной прядильной машины и ткацкого станка поистине интернационален. На любом льнокомбинате в каждой машине воплощен многовековой мировой опыт технологии переработки льна. Здесь в каждых машине и станке отражается взаимосвязь и взаимообусловленность исторического развития всех отраслей текстильного производства. В них не только достижения мысли в области математики и сопромата, физики и теоретической механики, теории механизмов и машин. В них еще и невидимые сегодня глазу последствия великих открытий Христофора Колумба и Джемса Уатта, достижений ума и таланта Леонардо да Винчи и М.В.Ломоносова, дара божьего, проявившегося в Гомере, Шекспире и Пушкине...

Кто были эти изобретатели, инженеры, ученые, в результате совокупного труда которых появились современные станки и машины, что привычны нашему взгляду на фабриках, комбинатах, заводах? Какими они были,-эти люди?

Известно, что тысячелетиями развиваясь, человечество медленно, но упорно формировало те принципиальные органы текстильных машин, в которых мы сегодня не видим ничего необычного, вызывающего удивление или особый интерес; искало те принципы технологической переработки текстильного сырья, которые сегодня являются основными, определяющими нужный результат в первичной обработке, прядении, ткачестве и отделке. Путь этот был полон борьбы идей и людей, инженерной мысли и косности среды, различных направлений, инженерных школ и фирм,- борьбы драматичной даже при эволюционном характере процесса познания, и борьбы, доходящей до трагедийного накала, на этапах революционных прорывов в развитии науки и техники.

Известно, когда "созревали условия", открытие завоевывало пространство сразу; когда "идея носилась в воздухе", в истории бывало, что к открытию приходили одновременно в разных уголках земли различные люди; когда же открытие приходило "рано", оно умирало, не родившись, и... рождалось в иное время другим человеком.

Известно, что далеко не всегда имя истинного творца нового вписывалось на скрижали истории под рукоплескания благодарного человечества; что бывали большие споры и раздоры между изобретателями и претендентами на это изобретение; фальсификации и беззастенчивый плагиат, международные суды и многократные заседания компетентных ученых комиссий; что не всегда вписывались ТЕ имена, что далеко не всегда вписывались имена вообще...

Известно... Но как понять почему же вообще делаются открытия и изобретается новое? Почему делаются ЭТИ открытия в ЭТО время? Почему делаются эти открытия в это время ЭТИМ человеком? В какое время и каким образом определяются развитие техники и технологии в текстильном производстве, а также направленность поиска внешними условиями и внешней средой, а когда - внутренними законами развития техники, логикой движения науки? Чем определяется отношение к творцу нового и его детищу: социальным заказом и условиями социальной среды его существования или технической потребностью и необходимостью разрешения вставшей задачи?

Известно, что открытия всегда делались трудно. И тогда, когда у человечества не было опыта. И когда оно уже накопило огромный опыт. И тогда, когда специалист еще только начинает поиск. И когда до открытия остается один только шаг. - Его надо кому-то сделать в верном направлении, что-то преодолеть... И может ли кто-нибудь ответить на вопрос: а как делаются открытия? - Вряд ли... Можно ли научиться делать открытия? - Очевидно, можно научится верно ставить вопросы природе, которые научно формулируют проблему, требующую сегодня разрешения, которые правильно ставят задачу, ведущую к открытию, точно определяя поле и направления поиска. И научиться ставить такие вопросы можно , думается, лишь освоив не столько весь массив накопленных инженерных знаний (сегодня это, очевидно, просто неосуществимо), сколько путь поиска нового, пройденный человечеством, познав гениалогию машин, родословную каждого их вида.

И знать это надо не для того, чтобы просто знать. Думается, и здесь верно замечание нашего отечественного историка В. О. Ключевского о том, что "прошлое нужно знать не потому, что оно прошлое, а потому, что, уходя, не умело убрать своих последствий. - Знать последствия прошлого..., гениалогию машин... В самом деле: восстановив корни, ствол и основные несущие ветви родословного древа, к примеру, прядильной машины, мы сможем увидеть боковые ветви и опавшие давно с э того древа листья, сухие и обрубленные сучки, ветви, где всегда был пустоцвет, и те, где завязывались плоды... Чтобы знать. Чтобы не пытаться "приклеивать" облетевшие. Чтоб не ждать зеленых почек на давно засохших ветвях. Чтоб научиться отличать на этом древе только заснувшие на зиму почки от давно умерших. Чтоб и дальше умело формировать крону этого древа. Чтоб каждую весну появлялось на нем семейство новых плодоносящих веток, и гуще становилась корневая система.

Правда, труден и сам по себе процесс восстановления гениалогии машин, составления родословных таблиц и росписей различных их семейств и видов. Далеко не все здесь зависит от настойчивости исследователя. Успех поиска во многом зависит еще и от того, каков уровень культуры общества, сумевшего (или нет) сохранить древние акты в своих архивохранилищах на протяжении многих веков; от того, какие в давние времена были условия и сложились традиции по отбору и накоплению документов эпохи в той или иной стране и образцов техники; от того, как и чем обеспечена сейчас доступность документов времени в архивах и музеях для широких масс заинтересованных людей. К сожалению трудная историческая судьба России мало способствовала сохранности памяти о своих умельцах, плодах их ума и таланта...

Тем не менее, приглашаем Вас в поиск по страницам старых книг, журналов и газет, в архивах исторической памяти человека о становлении и развитии технического прогресса, о многовековой перманентной борьбе нового со старым, о постоянных борениях Гения и Мастера на путях прогресса в создании уникальной и массовой продукции. Приглашаем к знакомству с родословием прядильных машин и аппаратов в льняной отрасли текстильной промышленности... Чтобы понять какие корни питали ветви, на которых зрел плод современного вытяжного прибора, веретена... Чтоб постичь из какого семейства раскладочная, ленточная, ровничная машины... Чтоб увидеть, что же представлял собой исторически сам ствол этого древа: прядильный аппарат для переработки льняного сырья в процессе эволюции...

В предлагаемой Вам книге сделана попытка проследить основные этапы истории развития льнопрядильной машины и рассказать о них на фоне хронологии исторической жизни России, посмотреть и показать как шел этот поиск нового во Времени и географическом Пространстве, представить себе совокупного Создателя современного льнопрядильного аппарата... Хочется думать, что книга будет полезна людям, взявшим на себя ответственность, имевшим смелость стать инженерами. Имея при этом в виду, что изначальный, сущностный смысл слова "инженер": специалист, обладающий искусством творить новое, - "ученый строитель сооружений различного рода"... в том числе, наверное, и в льнопрядении. - Как удалась эта попытка, - судить Вам, дорогой ожидаемый Читатель.